Интервью Сюаньсиеня Вана (AURALiC) о серии аппаратуры AURALiC G2. («Hi-Fi+», 11/2018)
01.07.2019

Интервью Alan Sircom, Hi-Fi+, 21 ноября 2018


Компания AURALiC вышла на сцену несколько лет назад с несколькими линейками цифровой аудиоаппаратуры, доступной по цене, и нацеленной как на аудиофилов со стажем, так и на более молодое поколение фанатов качественного звука. Завоевав свою долю на рынке, AURALiC не стала почивать на лаврах и, в противоположность многим другим,  стала расширять зону влияния не с десятилетней задержкой, а почти сразу же.

 

Серия аппаратуры AURALiC G2 привлекла внимание даже самой опытной и избалованной публики, и, что примечательно, даже непосредственные конкуренты оценили серьезный прорыв, который AURALiC достигла за такой короткий срок.

 

В этом успехе есть большая заслуга шефа AURALiC Сюаньсиеня Вана - незаурядного человека, который помимо инженерной хватки и управленческих талантов, отличается также простотой и скромностью. Раздутое эго, которое почему-то присуще некоторым руководителям компаний, занятых в аудиотехнике, - это не про него. Во время выставки в Мюнхене («High End Show 2018») мы обсудили с Сюаньсиеном Ваном концепцию серии G2 и первый компонент нового направления — внешний тактовый генератор GX Femto clock.

 

                            

 

В сравнении с первым поколением, стример ARIES и ЦАП VEGA в версии G2 радикально изменились. Расскажите нам, что нового в ARIES G2?

 

ARIES G2 продолжает развитие нашего популярного стримера первого поколения ARIES. В версии G2 много нового. Я лишь кратко перечислю основное из длинного списка: новая вычислительная платформа Tesla G2 на основе четырехъядерного процессора 1.2 ГГц, 2 Гб оперативной памяти и 8 гигабайт встроенной памяти; двойная гальваническая изоляция электронных схем, улучшенный тактовый "фемтогенератор", двойной блок питания Pure-Power, возможность установки внутрь жесткого диска или SSD (2,5'') — без ограничений по объему, так что можно хоть всю коллекцию музыки хранить автономно. Вся эта "начинка" размещена в новом прецизионном корпусе Unity Chassis, который вытачивается на станке из цельной алюминиевой заготовки. В корпус установлены специальные демпфирующие опоры. Хотелось также, чтобы пользователь получал удовольствие от красивого 3,97-дюймового дисплея высокого разрешения Retina с металлическими кнопками на передней панели: с помощью кнопок и дисплея можно настроить аппарат и пользоваться фонотекой даже без пульта или мобильного приложения.

 

А про новый ЦАП VEGA G2 что скажете?

 

В первой версии наш VEGA задумывался как классический цифро-аналоговый преобразователь, и он завоевал популярность, в первую очередь, благодаря естественному и неутомительному звуку. С помощью VEGA и ARIES мы запустили фирму на орбиту и за короткое время набрали обороты. В VEGA G2 мы внедрили  наши новые технологии, в частности, те же, что и в ARIES G2, и добавили еще кое-что новое: аналоговый регулятор уровня громкости на резисторной матрице, аналоговый вход для тех пользователей, кто имеет комплект из проигрывателя и фонокорректора.  Еще мы разработали интерфейс обмена данными между компонентами серии G2  — Lightning Link, который облегчает системные соединения и помогает легко интегрировать наш новый ЦАП с ARIES G2 и тактовым генератором LEO GX Reference Clock. Ну и, наконец, в VEGA поколения G2 появились функции интернет-проигрывателя ("стримера"), и потребители, которые ищут максимально компактную аудиосистему, могут, например, использовать VEGA G2 с активными колонками или в качестве универсального источника и предусилителя в системе с внешним усилителем и пассивными колонками.

 

В первом поколении в серию входили ЦАП-стример ALTAIR и усилитель-стример POLARIS, оба с Wi-Fi-подключением к интернету.  Почему в серии G2 нет их новых версий?

 

Развитие серии G для нас — весьма значительное вложение в будущее. Изменилась и начинка, и дизайн, и технологии, поэтому выросла себестоимость. На сегодняшний день и POLARIS, и ALTAIR являются актуальными моделями, учитывая их цену.

 

Внешний тактовый генератор LEO GX — новое для вас изделие. Как вы оцениваете его статус в конкурентной борьбе?

 

Мы считаем LEO GX колоссальным прорывом в развитии тактирующих систем в цифровой звукотехнике. Это первый внешний генератор, который может напрямую управлять ЦАПом, заменяя внутренний генератор в VEGA G2. То есть, VEGA G2 не просто синхронизирует свои "часы" с внешним эталоном, а именно переходит на новое тактирование своих внутренних шин напрямую от сверхточного генератора LEO GX. LEO GX полностью заменяет внутренний генератор VEGA G2. Отпадает необходимость в автоподстройке (PLL) и прочих не очень надежных решениях.

 

LEO GX выдает настолько прецизионный сигнал, что существующие методы измерений слишком грубые, чтобы следить за тем, чего мы добились. Для оценки точности мы используем девиацию Аллана: метод, который позволяет количественно определить фазовый шум с крайне медленными изменениями во времени, например ±1 Гц, или даже ±0,1 Гц. Для LEO GX девиация Аллана составляет 2e–12 (за 1 секунду), что идентично данным измерений 10-мегагерцового рубидиевого квантового генератора с фазовыми шумами менее ±1 Гц на уровне –110 дБС/Гц, а по уровню джиттера пересчитывается в значение в 500 раз меньшее, чем у кварцевого ультрапрецизионного осциллятора с периодом колебаний в 82 фемтосекунды.

 

А почему в названии появилась буква Х — LEO GX? А не просто LEO G2?

 

Мы ввели для LEO специальную номенклатуру Х, так как планируем использовать его во всех поколениях нашей аппаратуры, даже будущих. Так что LEO GX будет совместим и с будущими генерациями ЦАПов серий G.

 

Представим, что ваш клиент только приступает к созданию аудиосистемы на основе компонентов G2. Каков алгоритм построения, каковы пути постепенного апгрейда?

 

В серии G2 мы предлагаем такие аппараты, которые универсальны и гибки, чтобы можно было их применять по-разному. Например, если ты хочешь просто добавить возможности интернет- и сетевой музыки в существующую систему топ-уровня, то есть ARIES G2. В нем есть и стример, и возможность поставить внутренний накопитель для локального хранения музыки, также есть цифровые выходы S/PDIF и USB — для подключения к уже имеющемуся в системе ЦАПу. Еще первое поколение ARIES показало, что очень многие покупали его именно для интеграции в имеющиеся аудиосистемы уровня high end. Следующий логический шаг — переход на систему источник + ЦАП/предусилитель, то есть к ARIES G2 по цифровому интерфейсу «Lightning Link» можно подключить VEGA G2. При этом не забывайте, что сам по себе VEGA G2 можно использовать в качестве источника, ЦАПа+стримера — это если обязательно нужно компактное решение в одном корпусе. Наконец, на другой уровень качества мы выходим, когда включаем в систему «VEGA G2 плюс ARIES G2» еще и генератор LEO GX.  Это максимум, чего на сегодняшний момент можно добиться от источника с сетевым подключением (стримера).

 

                        

 

Какой именно аппарат в линейке G2 был самым сложным для разработки и почему?

 

Это VEGA G2. Просто по своей архитектуре это необычный ЦАП, и потому процесс разработки и подготовки к производству занял порядочно времени.  VEGA G2 по своей сути близок к некоему виртуальному цифровому "рекордеру", устройству записи, которое входящий цифровой поток записывает и передает в буферизацию и на обработку на наш компьютер Tesla. Это один из примеров тех технических решений, которые мы разрабатываем для того, чтобы получить хороший натуральный звук. Сам процесс разработки как аппаратной платформы, так и программного обеспечения сложный и нетривиальный, но мне такая работа очень нравится, и я рад, когда мы достигаем отличных результатов.

 

А какой аппарат из серии G2 удивил больше всех, превзошел ожидания и почему?

 

Сложный вопрос. Не могу выделить какую-то одну модель. Вообще говоря, еще на ранних стадиях разработки и планирования мы пришли к осознанию того, что нельзя в разработке опираться только на результаты измерений или только на результаты прослушиваний. Обязательно нужно сначала нащупать связи между субъективным и объективным, определить законы корреляции между ними. Так что мы начинали с математического моделирования нашего слухового механизма, создали несколько базовых моделей, которые связывают данные измерений и слухового восприятия. Дальнейшая исследовательская и конструкторская работа уже основывалась на этих моделях и, наверное, поэтому, закончив работу, мы не ожидаем каких-то сюрпризов, а ожидаем выйти на требуемый уровень качества звука, надежности и потребительской ценности.

 

Аудио высокого разрешения начиналось со связки "компьютер + ЦАП". Этот подход уже в прошлом?

 

Да, когда-то мы пользовались компьютером для музыки, потому что только так мы получали удобную навигацию по фонотеке и воспроизведение файлов в высоком разрешении. Сейчас ситуация другая: на рынке множество разновидностей сетевых плееров (стримеров), и в подавляющем большинстве они работают под управлением ОС линукс, оснащены выходом USB и совместимы со всеми PCM и DSD-форматами. Теперь компьютер — лишний источник шума, он в комнате прослушивания не нужен. Сама система доступа к музыке у многих наших клиентов изменилась: зачем хранить дома файлы, когда есть интернет-службы доставки контента, например, Qobuz с разрешением до 24 бит/192 кГц. Потребитель рассчитывает на удобство доступа: и к собственной коллекции цифровой музыки, например, на CD, и к качественному музыкальному сервису в сети интернет. Службы интернет-доставки дают нам возможность виртуально ходить в музыкальный магазин с огромным выбором материала в любое время дня и ночи. Так что во многих европейских странах для хранения музыки компьютер уже не так часто используется.

 

О мобильных приложениях для управления воспроизведением. Как на ваш взгляд, должно быть только приложение "от производителя", или устройство должно быть совместимым со сторонними приложениями, чтобы пользователь мог попробовать разные из них, поэкспериментировать?

 

Для сетевого плеера пользовательский интерфейс чрезвычайно важен и может иметь определяющее значение в успехе или неудаче на рынке. Удобство и еще раз удобство — вот концепция нашего приложения, которое мы выпускаем для  iOS, то есть для iPad и iPhone. При этом есть сторонние приложения, которые будут работать и для iOS и для Android. Я знаю немало случаев, когда покупатель выбирал стример AURALiC, потому что ему сразу понравилось наше приложение. Еще раз повторю: мобильное приложение Lightning DS — наша эксклюзивная и оригинальная разработка, и мы гордимся им. Интуитивный и понятный интерфейс, дизайн, четкие картинки обложек, подсказки и рекомендации — им приятно пользоваться, и поэтому мы считаем, что оно самое лучшее.

 

Чего нам ждать от цифрового аудио в ближайшем будущем, какие новшества на подходе?

 

Цифровая обработка сигналов — будущее цифрового аудио. Мы занимаемся алгоритмами ЦОС для хай-энд-аудио очень давно. Вот возьмите "апсемплинг", то есть умножение дискретизации входящего сигнала. Мы разработали такой алгоритм апсемплинга, который позволяет пересчитать любой входной сигнал в высокоскоростной поток формата DSD 512, причем с высочайшей точностью. Пять лет назад, чтобы реализовать этот алгоритм на скорости, пригодной для работы в реальном времени, мы покупали чипы FPGA (ПЛИС, программируемые логические схемы), которые тогда стоили около £10 000 фунтов за штуку. Сейчас мы смогли запустить эти вычисления на процессорной платформе, которая в закупке обходится в £2 000.  Процессоры становятся мощнее и дешевеют. Думаю, через несколько лет мы сможем внедрить эти алгоритмы ЦОС в изделия, которые уже можно выводить на потребительский рынок.

 

Источник: www.hifiplus.com